Квак (тихий омут)
       [Искать]
Здравствуй, путник!
Что привело тебя в наше болото?  
Мы уже встречались? Напомни имя/пароль: 
 

<< Блог
 
 

Раскрыть первое сообщение
От редакции: А у нас новая статья :-) На этот раз — от постоянной читательницы Ольги Саприной. Представлен обзор основных моментов, на которые следует обращать внимание начинающему (и не только!) оратору. Разумеется, статья не является волшебной пилюлей и после прочтения у вас не откроется внезапных способностей к выступлению. Вовсе нет... просто обратите внимание на основные моменты, о которых вы, возможно, не подозревали. Ну а если появится интерес и желание продолжить прокачку сего полезного новыка, то мы советуем книгу Д. Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». Но передадим слово Ольге...

 

10 секретов публичных выступлений 

День за днем на прогулке и дома высокий мужчина со взглядом охотника напряженно продумывает текст предстоящего выступления. Еще секунда... выстрел!  Это меткая фраза вонзилась в сознание героя – яркая, сильная и запомнившаяся всему миру на десятилетия. А все потому, что это история подготовки к публичному выступлению не просто хорошего спикера, а президента США Авраама Линкольна! Кто мог представить, что застенчивый юноша, не умеющий выступать на публике и тушевавшийся в компании женщин, может в будущем произносить грандиозные речи и вдохновлять миллионы слушателей. 

К счастью, ораторскому мастерству можно научиться, ведь профессионализм приходит с опытом. На первых этапах овладеть искусством риторики помогут секреты публичных выступлений. Даже если вы не собираетесь связывать карьеру с публичными выступлениями, приведенные советы помогут в повседневной жизни привлечь и удержать внимание слушателя, наладить контакт с аудиторией и получить ее живой отклик. А для успеха в бизнесе умение вести переговоры и выступать перед публикой — обязательные навыки.

Итак, рассмотрим основные секреты публичных выступлений.


1. Определите цель выступления

Постановка цели является важнейшей задачей любого выступления на публике. Существуют следующие основные типы задач:

  • информирование;
  • убеждение;
  • побуждение;
  • развлечение.

Способ подачи развлекательной информации принципиально отличается от манеры презентации научного доклада, поэтому каждый тип выступления обладает своими особенностями. Исходя из выбранной задачи, формируется структура речи, используются определенные выражения, интонация и жесты.


2. Сформулируйте ключевой тезис

Принято считать, что аудитория воспринимает около 10% поступающей информации. В первую очередь должен запомниться ключевой тезис, поэтому акцентируйте на нем внимание в течение всей речи. Проговаривайте его несколько раз, немного меняя выражения. Эту формулу активно использовали выдающиеся политики и бизнесмены. В их числе Маргарет Тэтчер, Стив Джобс, Говард Шульц и многие другие.

Американский тележурналист и ведущий ток-шоу Ларри Кинг в книге «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» пишет: «Не стоит забывать о том, что каждому из присутствующих нужно втолковать, почему он должен вас слушать. Тот факт, что двери заперты, — еще не причина. Поэтому сначала объясните, чему они будут радоваться и в чем находить интерес, затем приступайте к самой речи, а после нее объясните, чему они порадовались и что именно нашли интересным. Как знать, если вы объясните это достаточно убедительно, вам, может быть, и поверят».

Запомните, что идеальный тезис — это ясное утверждение, состоящее из 1-3 предложений в среднем из 10-25 слов.


3. Готовьтесь

Очевидно, что к любому выступлению нужно готовиться, но часто это условие игнорируется. Не стоит думать, что знаменитые ораторы всегда импровизируют. Марк Твен однажды заметил: «Обычно требуется больше трёх недель, чтобы подготовить лучшую импровизированную речь».

Тщательная подготовка и отличное знание темы — неотъемлемые составляющие успешного выступления. Рассмотрим ее главные этапы:

  • Составляя план, делите его на блоки: около 20 % введение, 60% основная часть и 20% заключение.
  • Сформулируйте основные выводы. Подготовьтесь к возможным вопросам заранее и подумайте о том, на какие авторитетные источники вы будете ссылаться в случае возникших дискуссий.
  • Используйте короткие предложения, риторические вопросы и аргументированные ответы, дополненные фактами и цифрами.
  • Приводите примеры, которые сделают речь более интересной и понятной. Стоит вам сказать: «однажды я познакомился с выдающимся человеком» или «когда группа ирландских туристов забрела в пустыню Гоби...», — и аудитория мгновенно увлечётся. Естественно, ваши примеры должны быть связаны с главной темой.
  • Еще один важный момент в подготовке — репетиция. Это обязательное условие для начинающего оратора. Даже профессионалы своего дела часто с особой тщательностью продумывают детали своего выступления. Авраам Линкольн всегда репетировал свою речь, доводя ее до совершенства.
4. Начинайте с запоминающейся вступительной речи

Существует мнение, что аудитории достаточно 7 секунд, чтобы составить впечатление о человеке. Используйте это время с пользой.

Мой знакомый часто начинает свои выступления с вопросов залу, применяя фразы: «знаете ли вы», «как вы считаете», «что бы вы сделали». Как правило, аудитория включается в диалог. У ораторов существуют и другие приемы. Кто-то использует интересные факты, другие начинают свою речь с высказывания знаменитой личности, шутки или впечатляющих чисел и статистических данных.

Известный специалист по лидерству и ораторскому искусству Радислав Гандапас также предлагает включать в презентацию числа, но предостерегает от простого их использования. «Даже очень внушительное число само по себе не вызывает никаких эмоций. Используйте сравнения и образы. Здесь хотелось бы привести в пример руководителя службы клиентского обслуживания одного из операторов сотовой связи. Речь шла о создании единого колл-центра. Презентацию он начал с такого сообщения: „Стадион „Лужники“ вмещает сто тысяч зрителей (на экране появилось изображение стадиона). Сегодня наша компания обслуживает десять миллионов абонентов. Это сто стадионов „Лужники“ (на экране появилась сетка, состоящая из ста клеток, в каждой из которых угадывалось изображение стадиона)“ Аудитория удивленно ахнула. А ведь руководитель сообщил общеизвестную информацию. Только сравнение и образы сделали ее впечатляющей».

5. Правильное заключение

Яркое убедительное заключение — пропуск к успеху оратора! Оно должно нести в себе эмоциональный подъем, вдохновлять или убеждать слушателей. Оно может представлять собой основные выводы, кратко и понятно изложенные публике, пожелание, призыв или постановку главных задач на будущее, так как именно последние слова доклада будут эхом отдаваться в сознании слушателей.


6. Не читайте вашу речь

Даже самая гениальная речь, зачитанная с листа, убивает выступление. Лучше запишите план с основными тезисами в качестве небольшой подсказки.


7. Взаимодействуйте с аудиторией

Во время выступления обратите внимание на три составляющие: собственную речь, поведение и реакцию аудитории. Используя только один или два фактора, вы рискуете выступить плохо. Зрительный контакт с залом помогает почувствовать себя уверенно, поэтому постарайтесь уловить реакцию аудитории, и если формат мероприятия позволяет использовать юмор, шутите, и публика вас полюбит.

Специалисты научно-исследовательской лаборатории по изучению поведения человека «Science of People» для выяснения причин популярности одних лекций TED перед другими провели эксперимент по невербальной коммуникации. В ходе исследования 760 добровольцев выбрали по 5 наиболее и наименее популярных видео с лекциями спикеров. В результате эксперимента было обнаружено, что чем больше жестов использует спикер, тем привлекательней и харизматичней он для аудитории. К тому же спикеры, которые использовали интонационное разнообразие, получали более высокие рейтинги по сравнению с теми, кто говорил монотонно. Учитывайте эти факторы, налаживайте коммуникацию с залом, и результат не заставит себя ждать.

8. Учитывайте время выступления

Черчиль однажды заметил: «Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей». Определите временные рамки, в которые следует уложиться, и учитывайте обстоятельства. Может случиться, что во время выступления придется завершить речь раньше положенного срока. В этом случае не нужно мучить слушателей еще «минуточкой» доклада. Просто повторите ключевые моменты и попрощайтесь с аудиторией.

Известно, что цикл человеческого внимания 20 минут. Если выступление намного дольше, то публику нужно отвлечь, поговорить с ней, пошутить. Лучше дать возможность слушателям немного отдохнуть, а затем вернуться к основной теме.


9. Используйте выражения — сигналы

Особенность приема заключена в подготовке публики к важному моменту в речи. После сигнальной фразы следует сделать паузу, а затем продолжить выступление. Можно использовать такие выражения как: «обратите внимание», «итак», «интересный факт», «а теперь поразительная статистика /итоги /результаты», «особенно важный момент».


10. Работа над ошибками

После каждого выступления допущенные ошибки необходимо анализировать. Спрашивать у знакомых, что им понравилось, а на какие моменты стоит обратить внимание и исправить. Так, с каждым разом человек сможет совершенствовать свои навыки. Профессионалы говорят, что именно эффективная работа над ошибками дает максимальный результат. Наконец, полезно слушать чужие выступления и отмечать для себя недостатки и преимущества оратора. Это может быть своеобразной подготовкой к собственному дебюту.

Каждый из вас может совершенствовать свое мастерство разными методами, при этом практика, стремление к успеху и секреты ораторского мастерства помогут произвести неизгладимое впечатление на публику и почувствовать себя уверенно перед любой аудиторией!


© Ольга Саприна, 2016 г.


Ольга Саприна (написано 24.03.2016 в 23:40)
   
 
Гость
Студент
Отправлено: 17.04.2017 в 10:14

Чудесная статья! Будем учиться)))
Гость
Ваш комментарий:


<< Блог