Популярно о насосах
Как без зубрежки запомнить устройство 
поршневых и плунжерных насосов? 
Очень просто! Надо всего лишь 
понять логику их устройства. 

О поршневых и плунжерных насосах, или как не учить картинки
 


1. Так, о чем это я?

Какого черта мы будем ждать, пока профессора научатся писать человеческим языком, а преподаватели, наконец, займутся обучением, а не выполнением учебного плана? Я такой же студент, как и вы, просто изучая предмет по второму кругу, я начал замечать некоторые интересные вещи и хочу поделиться с вами. То, что будет написано ниже, поможет вам обойтись без шпор при изображении поршневых (а соответственно и плунжерных) насосов практически любой сложности.


2. Очень кратко о насосах вообще

Давайте на секунду отвлечемся от ПАХТа и обратим внимание на насосы. Как они работают, неужели неинтересно, что заставляет воздух устремляться внутрь шины вашего любимого велосипеда? Ну да, вроде все просто: берем поршень насоса и начинаем качать, но тогда я предлагаю вам: возьмите обыкновенный шприц и попробуйте накачать им воздушный шарик. У вас ничего не получится, так в чем секрет?


3. Поршневые и плунжерные насосы

На мой взгляд, эти оба названия одинаково неудачны. Ну что нам говорит слово «поршневой»? Что у насоса есть поршень? Но у него есть так же прокладки, корпус, гайки, трубы и еще с полсотни других деталей, которые еще не делают его насосом. Кстати, у шприца тоже есть поршень, но это даже близко не насос...

Правильнее было бы название «клапанный», так как скорее клапаны играют в перекачке определяющую роль. Что такое клапан? Возьмите тетрадный лист бумаги за края, плотно приложите его к губам и попробуйте ртом вдыхать и выдыхать воздух. Вдох у вас почти не будет получаться, а выдох будет проходить свободно. И все клапаны, независимо от вида и материала, работают по такому принципу: пропускают среду (воздух, воду, серную кислоту...) в одну сторону и не пускают в другую.

Поршневые насосы имеют минимум два клапана — всасывающий и нагнетательный. Есть еще плунжерные насосы — чем они хороши? Главный недостаток поршневых насосов в том, что поршень нужно очень тщательно подбирать под цилиндр, а это не выгодно: насос получается дорогим и очень чувствительным к загрязнениям. Тогда подумали: а зачем подгонять под весь цилиндр — достаточно просто уплотнить его верхнюю часть и удлинить поршень. Так у насоса появился плунжер, напоминающий скалку с вытянутой ручкой, и сальник (резиновое кольцо).

К чему все это я рассказываю? А к тому, что вы только что, сами того не заметив, научились рисовать схемы поршневых и плунжерных насосов любого вида. Теперь вам достаточно лишь пару раз взглянуть на картинку, чтобы потом без посторонней помощи воспроизвести ее. Ниже изображен простейший насос. Красным на рисунке отмечены клапаны, а зеленым — сальник.

Как это работает? Например, перекачиваем воду. Когда поршень опускается, давление возрастает, верхний клапан открывается и через него начинает выдавливаться вода, в результате давление уравнивается. В это время под давлением нижний клапан плотно закрыт, и не пускает воду обратно. Когда поршень поднимается, создается разряжение, в результате верхний клапан плотно прижимается, нижний открывается и через него всасывается вода до уравнивания давлений. Неудивительно, что всасывающим клапаном называется нижний, а нагнетательным верхний.

Довольно часто допускают серьезную ошибку: опускают плунжер ниже сальника. Но ведь плунжер не прилегает вплотную к стенкам, а потому выход его за пределы сальника ведет к нарушению герметичности!

Все остальное — косметика, которая конечно важна, но лишь «для красоты». Скажем, неплохо бы добавить к нашей схеме трубы:

Например: совершенно по памяти рисую три насоса: горизонтальный, двойного действия и мембранный:

4. Заключение

Как видите, заучивать ничего не надо. ПАХТ — это предмет, который ты либо понимаешь, либо готовишь шпоры, его не взять зубрежкой — слишком большой объем информации. Если эта статья вам помогла, не поленитесь черкануть внизу пару строк отзыва — мне нужно знать, стоит ли продолжать цикл статей. Ждите в скором времени следующую, про центробежные насосы, а вам домашнее задание: разберитесь, как работает насос вашего велосипеда — в следующий раз я начну с этого.


© Д. И. Спрозин
2009 год
 
   

DySprozin
Отправлено: 04.10.2009 в 20:02

Вот думаю: получилось что-то полезное, или бред вышел...
Астра:)
Отправлено: 04.10.2009 в 20:26

наконец-то админ заинтересовался предметом:))))
я вот только и помню,что цб да поршневые насосы:)_ зато до сих пор! помню:))))))
Астра:)
Отправлено: 04.10.2009 в 20:27

получилось:) оч даже ничего:) ток это не есть самый сложный вид:) он как-то сам запоминается:)
DySprozin
Отправлено: 04.10.2009 в 20:43

Астра:):
ток это не есть самый сложный вид:)

а сложнее в Веселых Картинках нету :) ну... насос тройного действия тоже запомнить элементарно :)
DySprozin
Отправлено: 08.10.2009 в 23:10

ошиибку допустил, а никто и не заметил
HCl
Отправлено: 28.03.2010 в 17:58

замечательная статья))
если бы так весь ПАХТ понимать...
Я
Отправлено: 26.07.2011 в 12:53

прикольно,хоть и мало! Продолжайте! Удачи!!!
DySprozin
Отправлено: 26.07.2011 в 18:12

спасибо :) мы будем стараться ;)
Гость
Отправлено: 15.12.2011 в 13:31

Мне помогло, с словом пахт=))
она
Отправлено: 10.03.2012 в 18:11

круто))многое стало ясно
DySprozin
Отправлено: 10.03.2012 в 18:27

она
черт... придется еще писать
Ларик
Отправлено: 07.11.2012 в 20:08

Отличная статья,я радобралась с насосами!!!!!! Спасибо большое))
DySprozin
Отправлено: 07.11.2012 в 21:10

Ларик
Спасибо за отзыв ;)
Ipaht
Отправлено: 09.11.2012 в 15:39

Спасибо очень просто и понятно!
DySprozin
Отправлено: 10.11.2012 в 00:11

Ipaht
знач, будем писать дальше ;)
сергей
Отправлено: 22.03.2013 в 00:37

Спасибо за простое разъяснение работы насоса.Я почувствовал себя умнее.
DySprozin
Отправлено: 23.03.2013 в 22:50

сергей
скоро цикл статей продолжится, так что заходите ;)
Гость
Отправлено: 22.04.2013 в 21:39

спасибо

Войдите под вашим логином/паролем