Устройство велосипедного насоса
В этой статье разберем на практике, 
как работает поршневой насос. 
Причем, самый обыкновенный —велосипедный.
 

Пахт: о поршневых и плунжерных насосах: велосипедный насос
 


1. Два слова... или три

В прошлой статье я вам рассказал о поршневых и плунжерных насосах. Судя по отзывам, экскременты эксперименты моей мозговой деятельности кому-то интересны и полезны, а мне не жалко: все равно я пишу это в первую очередь, чтобы разобраться самому.

А знаете ли вы, что поршнем называется только «блин» на конце «палки» (если грамотно — штока)? Учитывайте это, иначе можете попасть в неприятное положение, называя поршень «частью поршня».

2. Домашняя работа :)

Тааак, проверим домашку: в прошлый раз я вам предлагал узнать, как работает насос от вашего велосипеда. Не знаю, какой у вас, но будем считать, что обычный:

Как вы помните, у любого поршневого/плунжерного насоса есть минимум два клапана: нагнетающий и всасывающий. Найдем их. Первый клапан следует искать внутри корпуса и не где-нибудь, а на... поршне:

Рис. 1. Рис. 2. Рис. 3.

Поршень состоит из двух частей: узкой (она уже трубы насоса!) и широкой. Узкая часть в данном случае выполнена из пластика, а широкая — это подвижная резиновая прокладка, покрытая маслом. Она имеет форму кольца. Когда мы опускаем поршень насоса, резиновая часть прижимается к пластмассовой и воздух нагнетается (рис. 2). Когда же мы поршень поднимаем (рис. 3), прокладка-кольцо отходит, герметичность нарушается и воздух с верху поршня врывается в образовавшийся вакуум (он образуется, потому что воздух уже закачался в шину велосипеда и там остался).

Таким образом, прокладка играет роль первого клапана (снизу вверх воздух не проходит, а сверху вниз — проходит). А что у нас со вторым клапаном? Давайте вспомним, как крепится насос к колесу. Правильно, через ниппель, то есть полую трубку с резьбой и клапаном, упрощенно выглядит так (рис. 4):

Рис. 4. Рис. 5. Рис. 6.

А теперь самое интересное: в зависимости от шланга насоса, ниппель может играть роль второго насосного клапана, а может на время закачки воздуха быть просто отверстием. Разницу очень легко понять на самом бытовом уровне: насосом со шлангом первого типа вы не накачаете ничего без ниппеля, а со шлангом второго типа можно накачивать что угодно — хоть пакеты. В чем различие?

Упрощенная схема шланга первого типа изображена на рис. 5. Привинчивая этот шланг к ниппелю, мы оставляем последний закрытым. Когда же мы начинаем опускать поршень насоса, давление над ниппелем возрастает и он открывается, пуская в камеру колеса воздух (рис. 6). Потом мы поршень поднимаем и ниппель закрывается под давлением воздуха из камеры шины. Теперь, думаю, все понятно: в данном случае ниппель играет роль второго клапана. Но ведь есть еще один тип шланга...

Когда вы соединяете шланг с ниппелем, металлическая выступающая часть (обозначена синим) открывает его и ниппель уже не может выполнять роль клапана (т.к. он открыт постоянно). А что тогда играет роль клапана? Тут уже интересно устроена та часть шланга, которая крепится к насосу: внутри нее находится шарик, а сама крепежная часть (трубка) устроена так, что шарик пропускает воздух только в одном направлении (см. рисунок) — вот вам и клапан! Соответственно, когда поршень опускается, воздух попадает в шину, а когда поднимается, шарик закрывает отверстие под давлением воздуха из камеры шины. Думаю, теперь вы без труда разберетесь, как работает именно ваш велосипедный насос.

На досуге подумайте: почему у автомобильных насосов встречается в основном первый, а не второй тип шланга? Ладно, достаточно поговорили о поршневых, давайте перейдем к центробежным, они тоже таят в себе много интересного.


© Д. И. Спрозин
2009 год
 
   

b.tankist2011@y anex.ru
Отправлено: 26.04.2011 в 22:18

наверное самая простая конструкция и надежная выглядит так: плунжер похож на шпульку швейной машинки, между щечками вставляется резинка круглого сечения шириной немного меньше размера между щечками -на щечке со стороны нагнетания делается пропил. в момент нагнетания резиновое кольцо прижимается к верхней щечке и разжимается, уплотняясь по цилиндру, во время всасывания воздух поступает в камеру через пропил.таким образом процес происходит за счет осевого перемещения резинки.плунжер вытачивается из фторопласта,капрона,полиэтилена и т.д технари поймут...
DySprozin
Отправлено: 27.04.2011 в 09:09

b.tankist2011@y anex.ru
схемку бы к этому делу
Гагарин
Отправлено: 27.04.2011 в 19:41

DySprozin:
b.tankist2011@y anex.ru
схемку бы к этому делу

Полностью присоединяюсь ;)
семён
Отправлено: 02.05.2011 в 19:21

Спасибо, очень помогло. Реально не мог понять почему колесо не качается!
виктор
Отправлено: 14.05.2011 в 19:44

спасибо за помощь!
DySprozin
Отправлено: 14.05.2011 в 19:58

спасибо за отзыв! :)
Fairrr
Отправлено: 07.11.2011 в 00:11

Not bad
Racegoer
Отправлено: 23.04.2012 в 20:36

Спасибо, очень пригодилось так-как раньше я думал что клапан в резиновой трубке находится в той части,что крепится к ниппелю,чуть не испортил из-за этого трубку
DySprozin
Отправлено: 23.04.2012 в 22:57

Racegoer:
чуть не испортил из-за этого трубку

хм... и зачем был нужен человеку клапан?

Войдите под вашим логином/паролем